Назначение судом экспертизы по ДТП — добиваемся удовлетворения своего интереса

Отстоять свои интересы в суде бывает очень непросто даже в тех случаях, когда дело вроде бы «рутинное» (как в случае с автоаварией). Крайне важно обеспечить полноту доказательной базы, а для этого — подать ходатайство о назначении судебной экспертизы ДТП. Лучше всего будет, если оно составлено в письменной форме на основе адекватного образца, при помощи которого другие люди уже добились успеха.

Как пишем

Начинать, естественно, следует с указания — кому именно адресован документ, кто его автор, и в рамках какого дела подаётся ходатайство (затем, после названия, в самой первой фразе стоит изложить основную суть обращения). Полезно ссылаться на ст.56 ГПК после того, как вы выскажете первый свой тезис.

Далее ссылайтесь на ст.79 того же Кодекса, которая открывает возможность ходатайствовать о назначении специального исследования и распишите, какие именно подлежащие доказыванию обстоятельства ДТП, деформации автотранспортного средства и тому подобное вы хотите удостоверить.

Проясняемые вопросы

Назначение судом экспертизы по ДТП может преследовать таковые, в первую очередь, цели (вопросы):

Определение степени исправности ТС (непосредственно на момент экспертного изучения).
Можно ли утверждать, что автомобиль отвечает установленным нормативам на данный тип и модель, основным требованиям безопасности — или же это не так.
Какие конкретно недостатки (попунктно) есть у транспортного средства.

Судьи имеют право рассматривать ходатайства о назначении специальных исследований только на особом заседании, о теме которого извещают всех участников. У сторон есть законное право представлять возражения по поводу экспертизы аварии и заявлений друг друга, формировать собственные вопросы для исследования экспертом (при условии их юридической корректности), и, при наличии веских оснований, добиваться назначения исследования в иной организации.

Чем тщательнее вы подготовитесь на этом этапе, чем более профессиональна будет юридическая поддержка, тем больше шансов на то, что судьи согласятся с вашей позицией. Но помните: у них есть право отказать в удовлетворении обращения по целому ряду причин (если сочтут, к примеру, что дополнительно устанавливать тот или иной факт не нужно). У вас же — есть право опротестовывать незаконный отказ надзорным порядком, кассируя и апеллируя.

Как не попасть впросак

В интересах самого лица, подающего ходатайство на судебную экспертизу ДТП, проследить за правильностью оформления всей документации. Немало случаев в судебной практике характерны тем, что вынесет суд определение, где укажет только организацию и вопросы — а затем это определение «выходит боком», становится основанием для отмены положительного решения.
С другой стороны, если в определении не указана фамилия конкретного эксперта, то предупреждение об уголовной ответственности получается адресованным в пустоту — и составление даже предельно лживого заключения будет ненаказуемым. Как минимум 85% успеха зависят от достоверности и качества исходных данных. Типичные ошибки судов и подателей ходатайств включают:

Составление вопросов, безграмотных или в правовом, или в юридическом, и ли в том и в другом отношении сразу.
Неверное указание объектов, с каковыми предстоит работать специалистам.
Ошибки в изложении исходных данных.
Использование вместо объективной информации сведений от участников и очевидцев аварии.

Как следствие, вместо ускорения хода процесса и облегчения поиска истины назначение судебной автотехнической экспертизы только затягивает его, провоцирует ненужную переписку, дополнительные следственные и судебные действия, значительно выше оказывается риск ошибки.

А как действовать правильно

Рекомендуется всем следователям и судьям в своих инициирующих документах выделять следующие блоки информации:

Общие сведения о транспортном средстве — марку и модель, вместимость (грузоподъёмность), степень исправности.
Категория дорожного покрытия, степень его влажности и ширину.
Контактировавшие части.
Следы на месте происшествия.
Места наездов и их расстояние от точки, где началось или закончилось торможение (юз, занос, резкий поворот).
Момент, когда движение стало опасным.
Дистанция видимости встречного пешехода (иного ТС, неподвижного препятствия) при определённых условиях — освещённости, прозрачности воздуха.
Аналогичные перечисленным сведения в отношении других попавших в ДТП автомобилей. При наличии конкретного груза обязательно указывают его вид и совокупную массу.

Основные возможности

Назначение автотехнической экспертизы судом может затрагивать и иные ситуации, не совсем типичные. Так, если авария произошла в результате обгона или попытки обгона, то необходимо специалистам знать:

Общую скорость потока (при наличии в тот момент других машин).
Скорость обеих машин — маневрировавшей в первую очередь.
Был ли выезд из ряда.
Каковы были параметры встречных или подъезжающих под углом ТС, какова была их скорость.

Таким образом, автотехническая экспертиза аварий по решению суда позволяет установить достаточно много подробностей случившегося и реконструировать наиболее полную картину событий. Однако необходимо в своём ходатайстве обратить внимание судей на упомянутые выше блоки информации: так вы увеличите вероятность выдачи полноценного определения, которое даст результат и не будет опротестовано.


Заказать обратный звонок

оставьте завку и мы перезвоним вам в ближайшее время

 Принимаю условия «Соглашения на обработку персональных данных»