Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних
Значение понимания психологического состоянияи уровня развития человека для оценки его показаний в качестве свидетеля,подозреваемого, потерпевшего, для оценки поступков людей и их движущих мотивовочень велико. Во многих случаях необходимое представление следователи и судьивырабатывают сами. Но иногда требуется помощь специалистов.
Специфическийслучай
Что из себя представляет, к примеру, судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних? С позиции праванесовершеннолетними считаются все, кто достиг 18 лет. Но, разумеется, темпыразвития психических структур и личности в целом неодинаковы. Именно по этойпричине психологи формируют различные предположения о возрасте совершеннолетия.И безудержно спорят по этому поводу.
Однако научная дискуссия научнойдискуссией, а когда проводится судебно-психологическая экспертизанесовершеннолетних, моментом совершеннолетия считается установленныйзаконом срок. Если возраст для привлечения к уголовной ответственностидостигнут, а обвиняемый или подозреваемый отстаёт в своём психическом развитииот нормы, это служит веским основанием для того, чтобы не преследовать его.
Заметим, не менее важен этотпараметр и в отношении свидетелей, потерпевших. Ведь именно от него зависитвозможность адекватно оценивать складывающуюся ситуацию, собственные поступки идействия других людей, их мотивы и последствия. Проблема часто состоит в том,что психическое развитие конкретных людей не может быть оцененонеспециалистами, поскольку имеет место тонкая, почти неуловимая градациявменяемости и адекватности.
Правовыестандарты
Интересно, что в некоторых случаях судебнаяэкспертиза несовершеннолетних наталкивается на противоположное явление —акселерацию, в ходе которой психическое развитие ускорено по сравнению страдиционной нормой. Но это скорее благоприятное для следствия и суда (да и длясамих несовершеннолетних) обстоятельство.
Так или иначе, по отношению кнесовершеннолетним подход должен быть иным, нежели ко взрослым. Ключевойособенностью экспертизы является то, что она почти всегда бываетпсихолого-психиатрической (отражающей как здоровые структуры психики, так ивероятные патологические компоненты её).
Психологи стараются изучить то, какформируются воспоминания у несовершеннолетних, как они воспроизводятся,насколько полноценны показания.
На качество показаний оказываютвоздействие не только психические процессы, но и возможности органов чувствчеловека, его культурный багаж и уровень знаний, отношение к произошедшему и кучастникам, характер, способность концентрироваться или рассеянность ит.д. Судебная экспертиза несовершеннолетних часто назначается вотношении:
- малолетнихсвидетелей и потерпевших;
- характеризуемыхкак склонные к фантазированию, к приукрашиванию деталей или к скрытию их;
- малоконтактныхи недоброжелательно настроенных;
- дающихпротиворечивые между собой или несоответствующие другим материалам делапоказания;
- склонныхк истерическим проявлениям.
Также она практикуется, если естьподозрение на попытки влияния заинтересованных лиц, или если показания явнонеправдоподобны, но при этом подросток твёрдо настаивает на их подлинности.Лица с отставанием психического развития (в том числе педагогически запущенные)обладают механической памятью по большей части — плохо понимают значение тогоили иного факта, обстоятельства. Вдобавок наводящие вопросы или некорректнаяформулировка их следователями легко подхватываются.
Судебно-психологическая экспертизанесовершеннолетних обвиняемых охватывает практически весь круг психологических вопросов,которые только могут быть значимы для доказательства по делу и подразумеваютнеобходимость работы специалистов. Среди них могут быть такие:
- способныли испытуемые полноценно осознавать значение своих действий и представлять всеих последствия;
- нетли признаков психических отклонений;
- каковаобщая характеристика психики и личности испытуемого;
- можноли говорить о повышенной внушаемости, о склонности к фантазированию, кпреувеличению или преуменьшению увиденного;
- нетли у подэкспертного мотивов для оговора третьих лиц или, напротив, для ихобеления;
- могли обвиняемый в момент совершения преступления понимать реальный характердействия и его опасность для других людей.
Очень важно понимать, что судебно-психологическаяэкспертиза несовершеннолетних обвиняемых не делает и не может делать выводаоб адекватности их показаний! Всё, на что она способна, так это выяснить,способен ли конкретный обвиняемый правильно осознавать происходящее и правильноизлагать своё видение.
Общеизвестно всем юристам икриминалистам, что даже взрослые и наиболее адекватные очевидцы какого-либособытия вполне могут описать его по-разному. Тем более это свойственноподросткам. И никакой психолог, никакой психиатр не снимут со следователя исудьи тяжкой работы по оценке адекватности и обоснованности показаний.
При подозрении на психическуюнеадекватность несовершеннолетних исследование особенно сложно проводить. Какправило, приходится помещать подэкспертных в психиатрическое учреждение,поскольку выраженность симптомов душевных болезней и их специфичность невелика.Наблюдение в полностью контролируемых условиях и возможность приборноготестирования мозга убирают фактор случайности.
С другой стороны, психологи и психиатры должнымаксимально осторожно подходить к своей работе и в этом случае! Ведьвоздействие специфической атмосферы психиатрической клиники также нельзясбрасывать со счетов.